Література рідного краю


           Чичибабин, Борис Алексеевич

 
Имя при рождении:  Полушин, Борис Алексеевич Псевдонимы: Чичибабин, Борис Алексеевич Дата рождения:         9 января 1923 Место рождения:      Кременчуг, Украинская ССР, СССР Дата смерти:  15 декабря 1994 (71 год) Место смерти:           Харьков, Украина Гражданство:  СССР  Украина Род деятельности:     Поэт Годы творчества:      1940-е-1990-е Язык произведений: Русский
Бори́с Алексе́евич Чичиба́бин (9 января 1923, Кременчуг - 15 декабря 1994,  Харьков; по паспорту Полушин) - советский и русский поэт, лауреат  Государственной премии СССР (1990), которого обычно относят к так называемым  «шестидесятникам».  Жил в Харькове, где на протяжении трёх  десятилетий был одним из самых известных и любимых представителей творческой  элиты города (1950-е - 1980-е годы). С конца 50-х годов его стихотворения в  рукописях широко распространялись по всей стране. Официальное признание пришло  к поэту только в конце жизни, в годы перестройки.

 Жизнь и творчество

 Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера.  До 1930 семья жила в Кировограде, потом в пос. Рогань под Харьковом, где Борис  пошел в школу. В 1935 Полушины переехали на родину Репина - в Чугуев, где отчим  получил должность начштаба эскадрильи Чугуевского летного училища. Борис учился  в Чугуевской 1-й школе с 5-го по 10-й класс. Здесь он уже постоянно посещал  литературный кружок, публиковал свои стихи в школьной и даже городской газете  под псевдонимом Борис-Рифмач.  По окончании школы Борис поступил на  исторический факультет Харьковского университета. Но война прервала его  занятия. В ноябре 1942 Борис Полушин был призван в армию, служил солдатом 35-го  запасного стрелкового полка в Грузинской ССР. В начале 1943 поступил в школу  авиаспециалистов в городе Гомбори. С июля 1943 года до самой Победы служил  механиком по авиаприборам в разных частях Закавказского военного округа.  Несколько месяцев после Победы занимал аналогичную должность в Чугуевском  авиаучилище, затем был демобилизован по болезни.  Борис решил продолжать учебу в Харьковском  университете, по наиболее близкой ему специальности филолога. После первого  курса готовился сдавать экзамены сразу за два года, но ему было не суждено  получить высшее образование. Дело в том, что он продолжал писать стихи - и во  время воинской службы, и в университете. Написанное - «издавал»: разрезал  школьные тетради, превращая их в книжечки, и давал читать многим студентам.  Тогда-то Полушин и стал подписываться фамилией матери - Чичибабин. Есть мнение,  что псевдоним он взял в честь двоюродного деда со стороны матери, академика А.  Е. Чичибабина, выдающегося учёного в области органической химии. Однако это  маловероятно: культа почитания академика-невозвращенца в семье Полушиных не  было.  В июне 1946 года Чичибабин был арестован и  осужден за антисоветскую агитацию.  Во время следствия в Бутырской тюрьме  Чичибабин написал «Красные помидоры» и «Махорку», два ярких образца «тюремной  лирики». Эти стихи, положенные на музыку одним из ближайших друзей Чичибабина -  актёром, певцом и художником Леонидом («Лешкой») Пугачевым, в шестидесятые годы  широко разошлись по стране.  Чичибабин был направлен для отсидки  пятилетнего срока Кировскую область.  Очевидно, что  именно лагерь сделал из способного, но наивного молодого стихотворца того  нравственно сильного, острого, чувствительного к любой гражданской или  человеческой несправедливости поэта, каким стал Чичибабин.  В Харьков Борис Чичибабин вернулся летом 1951  года. Долгое  время поэт был разнорабочим. Около года он проработал в Харьковском русском  драматическом театре в качестве подсобного рабочего сцены, а затем окончил  бухгалтерские курсы, которые были самым быстрым и доступным способом получить  специальность. В 1953 году Борис Алексеевич начал трудовую деятельность в  качестве бухгалтера домоуправления. Там он познакомился с паспортисткой  Матильдой Федоровной Якубовской, которая стала его женой.  В это время в стране начинаются большие  перемены. Не за горами разоблачение Сталина (Чичибабин будет реабилитирован  после судьбоносного XX съезда партии), а пока постепенно прекращается вал  репрессий, потихоньку оживает культурная жизнь страны. Чичибабин заводит в  Харькове ряд знакомств с представителями местной интеллигенции, в том числе -  литературной. С 1956 по 1962 год Борис Алексеевич всё ещё работает бухгалтером  в грузовом автотаксомоторном парке. В тот же период он знакомится с бывшими  харьковчанами Б. Слуцким, Г. Левиным, переписывается с другими советскими  поэтами. Стихи Чичибабина производят сильное впечатление на его новых знакомых.  В 1958 году появляется первая публикация в журнале «Знамя» (под фамилией  Полушин). В Харькове в маленькой чердачной комнатушке Чичибабина собираются  любители поэзии, образуется что-то вроде литературных «сред».  Среди знакомых Чичибабина - Маршак, Эренбург,  Шкловский. В начале 60-х годов харьковский поэт долгое время выступает в  литературном объединении «Магистраль». В 1962 году его стихи публикуются в  «Новом мире», харьковских и киевских изданиях.  В эти послелагерные годы намечаются основные  темы поэзии Чичибабина. Это прежде всего гражданская лирика, «новый Радищев -  гнев и печаль» которого вызывают «государственные хамы», как в стихотворении 1959 г. «Клянусь на знамени весёлом» («Не умер Сталин»).  К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии  тема сочувствия угнетённым народам послевоенной советской империи - крымским  татарам, евреям, «попранной вольности» Прибалтики - и солидарности с ними  («Крымские прогулки», «Еврейскому народу»). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина  с любовью к России и русскому языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым («Родной  язык»), а также с сыновней нежностью к родной Украине:  У меня такой уклон:  Я на  юге - россиянин,  А под  северным сияньем  Сразу  делаюсь хохлом.  ...Чичибабиным, как «культуртрегером»,  собственно - проповедником, было предпринято нечто большее: в его сочинениях  упорно и последовательно предлагался некий идеальный надвременной культурный  ряд, в котором возлюбленная им двоица «красно солнышко Пушкин, синь воздух  Толстой - неразменные боги России» могли бы непротиворечиво состыковаться с  Шаровым и Солженицыным, Окуджавой и Эренбургом, - при посредничестве  Паустовского и Пастернака. Это был как бы некий литературно-экуменический рай,  где нет уже «болезни, печали и воздыхания», порожденных полярностью, чуждостью  друг другу тех или иных явлений культурного мира. Противоречия преодолеваются «просветительным»  синтезом-миссией: так как поэзия, по Чичибабину, «спасает мир».  В начале-середине 60-х, на волне массового  увлечения поэзией, Чичибабин с успехом читает стихи на поэтических вечерах,  ведёт литературную студию. Из печати выходят четыре сборника его стихов. Однако  цензурный гнёт, вместе с органически присущей Чичибабину установкой на  демократичность и его не изжитым в ту пору революционным романтизмом, привели к  тому, что в этих книгах оказалось немало стихов, звучавших декларативно, вполне  в духе официоза. В 1968 году, после вторжения в Чехословакию, даже само  название сборника «Плывёт Аврора» отталкивало читателей.  Такая потеря индивидуальности привела  Чичибабина к глубокому духовному кризису.   Выход наметился, когда поэт встретил свою  настоящую любовь («Сонеты к Лиле»). «Уход из дозволенной литературы... был  свободным нравственным решением, негромким, но твёрдым отказом от самой  возможности фальши».  Чичибабин возвращается к работе экономистом «в  трамвайном управлении», пишет для себя и для друзей. Его темами остаются  любовь, природа, книги. В начале 70-х Чичибабин мучительно переживал эмиграцию  своих друзей, благословляя их, а не осуждая:
Дай вам Бог с корней до крон  без  беды в отрыв собраться.  Уходящему - поклон.  Остающемуся - братство.  В 1973 г., после появления сборника в самиздате и публичного чтения резкого  стихотворения о «воровских похоронах» Твардовского, Чичибабина исключают из  Союза писателей (восстановлен в октябре 1987). Его ответ таков:  Нехорошо быть профессионалом:  Стихи  живут, как небо и листва.  Что  мастера? - Они довольны малым.  А мне,  как ветру, мало мастерства.  Благодаря прямоте и отсутствию фальши, поэзия  Чичибабина в 70-е - 80-е годы становится известна интеллигенции и за пределами  Харькова. В годы перестройки его стихи зазвучали злободневно, насущно, их  активно печатают газеты и журналы, выходят итоговые неподцензурные сборники. В 1990 г. за книгу «Колокол» поэт удостоен Государственной премии СССР.  Чичибабин участвует в работе общества «Мемориал», даёт интервью, выезжает в  Италию, в Израиль.
Но принять результаты перестройки поэту  оказалось непросто. Его «стихи обходят с неприязнью барышника и торгаша».  Чичибабин, которому были «думами близки» и «Россия с Украиной», и  «прибалтийской троицы земля», и «Армения - Божья любовь», не смог смириться с  распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли «Плачем по  утраченной родине». Похороны Бориса Чичибабина в декабре 1994 г. в Харькове были многолюдны.  Именем Чичибабина названа улица 8-го Съезда  Советов в центре города, в районе Госпрома, на которой он жил в 1950-х годах. На этой улице, названной в его честь,  сооружена мемориальная доска со скульптурным портретом. В Харькове ежегодно проводится поэтический  фестиваль Чичибабинские чтения. 

Сборники произведений Чичибабина Б.А.

Мороз и солнце. Книга лирики. - Харьков, 1963.
Молодость. - М.: Советский писатель, 1963.
Гармония. Книга лирики. - Харьков: Прапор, 1965.
Плывет Аврора: Книга лирики. - Харьков: Прапор, 1968.
Колокол: Стихи. - М.: Известия, 1989; М.: «Советский писатель», 1991 ISBN 5-265-01312-1
Мои шестидесятые. - Киев: Дніпро, 1990. ISBN 5-308-00690-3
Цветение картошки: Книга лирики. - М.: Моск. рабочий, 1994 ISBN 5-239-01703-4
82 сонета + 28 стихотворений о любви. - М.: Агентство «ПАN», 1994 ISBN 5-7316-0011-2
В стихах и прозе[15]. - Харьков: СП «Каравелла», 1995 ISBN 5-7707-8449-0; Харьков: Фолио, 1998 ISBN 966-03-0325-4
Экскурсия в Лицей. Стихотворения. Поэма. - Харьков: Фолио, 1999 ISBN 966-03-0607-5
Когда я был счастливый. Стихи. - Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2001 ISBN 966-7825-26-4
Раннее и позднее. - Харьков : Фолио, 2002. - 480 с.: портр., ил.
Благодарствую, други мои... Письма. - Харьков: Фолио, 2002 ISBN 966-03-1704-2
Прямая речь. - Харьков: Фолио, 2008 ISBN 978-966-03-4049-7
Собрание стихотворений. - Харьков: Фолио, 2009. - 890 с., 2000 экз. ISBN 978-966-03-4441-9

Интересные факты 

О популярности стихов Чичибабина в  шестидесятых годах красноречиво свидетельствует такой факт. В своих первых  книгах знаменитый кардиолог и писатель академик Н. М. Амосов цитирует  неопубликованные на тот момент стихотворения Чичибабина: в «Мыслях и сердце»  (1964) - «Махорку» (написана в Вятлаге в 1946, опубликована в сб. «Гармония» в  1965), в «Записках из будущего» (1965) - «Красные помидоры» (написаны в  Бутырской тюрьме в 1946, впервые опубликованы в сб. «Колокол» в 1989)!
 
Информация взята с  https://ru.wikipedia.org/wiki/Чичибабин,_Борис_Алексеевич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Станислав Минаков, Анна Минакова, Сергей Жадан - современные харьковские писатели.

                  Сергей Жадан
 
 
 
 
 
 
 В 1996 году закончил Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды. В 1996-1999 годах обучался в аспирантуре университета; кандидат филологических наук. С 2000 года - преподаватель кафедры украинской и мировой литературы ХНПУ. В 2004 году закончил преподавательскую деятельность.
Переводит поэзию с немецкого (в том числе Пауля Целана), английского (в том числе Чарльза Буковски), белорусского (в том числе Андрея Хадановича), русского (в том числе Кирилла Медведева, Данилу Давыдова) языков. Собственные тексты переводились на немецкий, английский, польский, сербский, хорватский, литовский, белорусский, русский и армянский языки.
В марте 2008 года роман Жадана «Anarchy in the UKR» в русском переводе вошёл в «длинный список» российской литературной премии «Национальный бестселлер» (номинатором выступил российский писатель Дмитрий Горчев). Эта же книга в 2008 году вошла в шорт-лист и получила почётную грамоту конкурса «Книга года» на Московской международной книжной выставке-ярмарке. В мае 2010 года журнал «GQ» вторично выдвинул Жадана на звание «Человек года» в номинации «Писатели» за книгу «Красный Элвис» (первое выдвижение произошло в 2008 году за «Anarchy in the UKR»).
Живёт и работает в Харькове. Регулярно выступает со своими произведениями в различных городах Украины и Западной Европы - в том числе в сопровождении украинских музыкантов (в частности, группы «Собаки в космосе»)
                                                                 
 
 
 
                                                       
 
 
 
 
  
 
                   Станислав Минаков
 
 
 
 
 
 
 В 1961-1978 гг. жил с родителями в Белгороде. Окончил восемь классов средней школы № 19, с отличием Индустриальный техникум по специальности «телевизионная техника и радиорелейная связь». В Харькове учился на радиотехническом факультете Института радиоэлектроники (ХИРЭ, ныне - Харьковский национальный университет радиоэлектроники), по окончании которого (1983) работал на Харьковском приборостроительном заводе имени Т. Шевченко (ПО «Монолит») инженером по вводу в эксплуатацию АСУ АЭС (до 1988 г. часто выезжал в командировки на Игналинскую (Литва), Запорожскую (Украина), Балаковскую и Калининскую (Россия) АЭС), работал схемотехником в конструкторском бюро по созданию криогенной медицинской электронной аппаратуры (1988-1990).
В 1990-1992 гг. периодически выезжал на малярно-высотные работы на элеватор станицы Старо-Щербиновской Краснодарского края.
С 1992 по 2005 г. занимался редакционно-издательской деятельностью.
С 1994 по 2005 гг. также работал на общественных началах (как член правления ХО НСПУ) в кабинете молодого автора Харьковской писательской организации, руководил ежегодным семинаром молодых писателей «Молодая Слобожанщина» (секция русской поэзии), за что отмечен «Благодарностью Харьковского городского головы» (1999). Автор идеи и издатель в течение нескольких лет харьковского молодежного литературно-художественного альманаха «Левада» (до 2005 г. включительно).
Один из организаторов (вместе с Л. С. Карась-Чичибабиной, И. Евсой, А. Дмитриевым, В. Васильевым) и участник Международного фестиваля современной поэзии памяти Бориса Чичибабина (1999-2007), участник костромского Международного фестиваля современной русской поэзии (1993), киевского Фестиваля современной поэзии «Гилея» (2001) и «Киевские лавры-2006, 2007», член жюри и участник Международных Волошинских литературных фестивалей-конкурсов в Коктебеле (2003-2006).
Редактор около 100 книг, журнала «Бурсацкий спуск», составитель (совместно с А. Дмитриевым и И.Евсой) и издатель сборников «Дикое Поле. Стихи русских поэтов Украины конца XX века» (Харьков, Крок, 2000), «Ветка былой Эллады. Греческие мотивы в современной русской поэзии»(Харьков, Майдан, 2004), литературно-художественного юбилейного альманаха "Двуречье. Харьков-Санкт-Петербург" (Харьков, Крок, 2004).
В сентябре 2003 г. представлял Украину в составе европейской делегации писателей на Первом Евро-Тихоокеанском конгрессе ЮНЕСКО «Глобализация и сотрудничество» (Владивосток).
С 2000 г. занимается также журналистикой, опубликовал десятки статей преимущественно социально-культурного, правового и публицистического характера в газетах «Время», «Харьків`яни», «Событие», «Объектив-Но», «Слобідський край», «Наш Белгород», «Белгородские известия», журнале «Харьков. Что? Где? Когда?», еженедельниках «2000», «Новая демократия» (2005-2007), на сайте «Русская линия» и мн. др.
С 2010 г. - литературный соредактор (вместе с Анной Минаковой) журнала об искусстве для школьников, педагогов и родителей "Введенская сторона" (Старая Русса, Россия)
 
     
 
  
                    Анна Минакова
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  
  Живет в Харькове (Украина). Окончила девять классов Харьковской средней школы № 54, восемь классов Детской школы искусств № 2 имени П.Чайковского (педагог по классу специального фортепиано Л. Н. Чернова), с четырёх лет посещала художественную студию «Сто фантазий» (педагог Н. В. Кулинич).
В 2004 г. закончила с отличием фортепианное отделение Харьковского музыкального училища им. Б. Н. Лятошинского (педагог А. Д. Самсоник).
В 2009 г. - магистр искусств, закончила с отличием музыкальное отделение Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского (специальность «фортепиано и орган», педагог - заслуженный деятель искусств Украины Н. А. Мельникова).
Лауреат Всеукраинского конкурса пианистов им. Г. Г. Нейгауза (2002). Участник программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Рисунки экспонировались в Русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного русского искусства (Джерси Сити, США), Российском государственном музее природы (Москва), Центральном доме работников искусств (Москва), на выставках в Харькове. В работе использует малые графические формы с применением преимущественно фломастеров, карандашей, гелевых ручек, туши, бумаги, коллажирования.
Автор книг и подборок стихотворений, опубликованных в различных изданиях (журналах, альманахах, газетах, антологиях) Харькова, Москвы, Киева, Мюнхена, Оттавы, Брюсселя, Белгорода, Северодонецка, Владивостока, Нью-Йорка, Хабаровска, на множестве сайтов в Internet.
С 2010 г. - литературный соредактор (вместе со Станиславом Минаковым) журнала об искусстве для школьников, педагогов и родителей "Введенская сторона" (Старая Русса, Россия).
Участница международных литературных фестивалей: Международного фестиваля поэтов «Гилея» (Киев, 2001), Международного молодежного фестиваля поэтов «003» под эгидой журналов «Арион», «Новая юность», «Новый мир» и правительства Москвы (Домик Чехова, Москва, 2003), фестивалей современной поэзии имени Чичибабина и «Двуречье» (Харьков), «Каштановый дом» (Киев) и Волошинского (Коктебель).
Стихи А. Минаковой переведены на украинский С. Жаданом (сборник «Готели Харкова», Фолио, 2008).
А. Минакова пишет также прозу (опубликована в журнале «©оюз Писателей» (2009), черкасском альманахе «Пушкинское кольцо» (2006), владивостокском альманахе «Сихотэ-Алинь» (2007), харьковском "Лава" (2011), харьковских газетах.
Как журналист публикует статьи о классической и современной музыке в периодических изданиях Украины, России и в Интернете.
Эпизодически занимается иллюстрированием книг и созданием анимационных фильмов.
Анне Минаковой посвящены биобиблиографические статьи - в книгах С. Чупринина «Зарубежье. Русская литература сегодня» (Москва, 2008), «Писатели Харькова» (Харьков, Майдан, 2003), литературно-критические статьи в разных изданиях («Литературная газета», «Новый мир», «Знамя», «Дальний Восток», «Московская правда», газеты «2000», «Правда Украины», «Живой журнал» (Киев), в Интернете и мн. др., радио- и телепередачи (Харьков, Москва).
О стихах А. Минаковой писали А. Дмитриев, И. Евса, И. Риссенберг, В. Губайловский «Заметки о поэзии» от 9 апреля 2003, М. Галина, А. Поляков, Ю. Кабанков, Л. Чумакина, Г. Стариковский, И. Скородинский «Явление Анны Минаковой виртуальному народу»